Практические работы 10 класс
Пояснительная записка
Практическая работа учащихся на уроках
географии - один из важнейших элементов
приобретения знаний, умений, навыков.
Она во многом зависит от мастерства
учителя : найти главное, выделить его ,
дать анализ –составные части
самостоятельной работы старшеклассников.
Настоящее
методическое пособие состоит из 12
практических работ по курсу «Экономическая
и социальная география мира» под
редакцией В.П.Дронова для 10-11 классов,
УМК Вентнана-Граф. Каждая работа
рассчитана на 1 урок.
В условиях модернизации образования
встает сложная проблема содержания
образования по каждому учебному предмету.
Не обошла эта проблема и географию.
Каждый творческий учитель решает ее по
-своему.
Основываясь на дидактические принципы
развития личностно- ориентированного
обучения, представленный курс практических
работ для 10-11 классов. подразумевает не
только передачу ученикам определенной
системы знаний и умений, но и приобретение
ими навыков самостоятельной добычи
информации.
Целью данного методического пособия
является:
- усиление практической направленности уроков школьной географии в старшей школе
- развитие у учащихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.
При разработке пособия учтен собственный
педагогический опыт . Апробация
практических работ прошла в 2006-07 учебном
году и дала положительные результаты
в оценке качества знаний учащихся 10-11
классов.
Ценным считаю то, что на этих уроках
ученики с большим удовольствием
занимались практической исследовательской
деятельностью, учились делать
самостоятельно выводы, постигая такую
многогранную и увлекательную науку
как география.
Практическая работа № 1.
Тема:
Оценка ресурсообеспеченности отдельных
стран мира (ТЭК).
№ п\п
|
Страна
|
Нефть, млрд. т
|
Газ, трлн. м3
|
Уголь, млрд. т
|
Р
|
|||||
З
|
Д
|
Р
|
З
|
Д
|
Р
|
З
|
Д
|
|||
1
|
Россия
|
6,7
|
0,3
|
|
4,8
|
0,5
|
|
202
|
0,1
|
|
2
|
США
|
3,8
|
0,3
|
|
4,5
|
0,5
|
|
445
|
0,9
|
|
3
|
Канада
|
1,5
|
0,1
|
|
2,2
|
0,1
|
|
15
|
0,03
|
|
4
|
Китай
|
4,0
|
4,0
|
|
1,6
|
0,3
|
|
296
|
1
|
|
*
Примечание .
З-
запасы; Д- добыча; Р- ресурсообеспеченность.
1.
Рассчитать Р стран мира , разделив
количество ЗАПАСОВ на количество
ДОБЫЧИ.
2.
Сделать вывод о ресурсообеспеченности
и развитии экономики страны.
Практическая работа №2.
Тема: Оценка ресурсообеспеченности
отдельных стран мира.
- Экономико-географическое положение страны.
- На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны.
- На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны.
- На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны.
- Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.
* Примечание.
1 вариант-США
2 вариант- Россия
3 вариант-Китай
Практическая работа № 3.
Тема: Характеристика политико-
географического положения страны.
- Экономико- географическое положение страны.
- Оценка ресурсной базы экономики страны:
- Минеральные ресурсы
- Лесные ресурсы
- Водные ресурсы
- Земельные ресурсы.
- Дай характеристику отраслей специализации страны.
- Сделай анализ политической ситуации в данной стране.
- * На контурную карту нанеси « горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).
Практическая работа №4.
Тема: Составление систематизирующей
таблицы «Государственный строй и
основные формы административно
–территориального устройства».
На основании материала учебника и данных
атласа заполни следующую таблицу:
№
п\п
|
Форма правления
|
Форма административно-
территориального правления
|
|||
республика
|
Конституционная
монархия
|
Абсолютная монархия
|
Унитарное государство
|
Федеративное
государство
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа №5.
Тема :Объяснение процессов воспроизводства
населения в странах мира.
- Экономико- географическое положение страны.
- Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.
- Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах.
- Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.
* Примечание.
1 вариант- Россия и Китай
2 вариант-Италия и Корея
3 вариант-Швеция и Малайзия
4 вариант-США и Вьетнам
Практическая работа №6.
Тема: Объяснение региональных и отраслевых
различий в структуре занятости населения
стран мира.
- Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.
- Указать различия в структуре занятости населения представленных стран , используя данные таблицы.
- Объяснить причины различия занятости населения.
- Сделать общий вывод.
* Примечание.
1 вариант-США и Индонезия
2 вариант-Китай и Нигерия
Занятость населения (в%).
№ п\п
|
Страна
|
Аграрный сектор
|
Добыв. пром.
|
Обраб. пром.
|
Строитель
ство
|
торговля
|
Сфера услуг
|
1
|
США
|
8
|
4
|
5
|
17
|
19
|
47
|
2
|
Индонезия
|
54
|
3
|
2
|
5
|
11
|
25
|
3
|
Китай
|
7
|
12
|
56
|
6
|
11
|
8
|
4
|
Нигерия
|
42
|
4
|
6
|
3
|
26
|
19
|
Практическая работа №7.
Тема: Составление сравнительной оценки
трудовых ресурсов стран мира ( в виде
таблицы)
Страна
|
Страна
|
ЭГП
|
ЭГП
|
Численность населения
и районы с большей плотностью.
|
Численность населения
и районы с большей плотностью.
|
Тип воспроизводства,
есть ли прирост населения.
|
Тип воспроизводства,
есть ли прирост населения.
|
Возрастной и половой
состав населения.
|
Возрастной и половой
состав населения.
|
Занятость населения,
доля городского и сельского населения.
|
Занятость населения,
доля городского и сельского населения.
|
Вывод об обеспеченности
страны трудовыми ресурсами.
|
Вывод об обеспеченности
страны трудовыми ресурсами.
|
* Примечание.
1 вариант- Канада и Алжир
2 вариант- Германия и ОАЭ.
Практическая работа №8.
Тема: Объяснение причин миграционных
процессов .
- Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории.
- Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков.
- Объяснить причины миграционных потоков.
* Примечание.
1 вариант-Европа
2 вариант -Северная Америка
3 вариант- Азиатское пространство.
Практическая работа № 9.
Тема: Характеристика центров мирового
хозяйства.
- Проведи анализ условиям ( климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра.
- Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.
- Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра.
- К каким международным группировкам относится этот экономический центр.
* Примечание.
1 вариант-Европа
2 вариант-Азия
Практическая работа №10.
Тема: Составление картосхемы « Региональные
и отраслевые группировки стран мира».
- Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом.
- Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:
№ п\п
|
Страна
|
Основные отрасли
экономики
|
|
|
|
- Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт).
- Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.
* Примечание.
1 вариант- страны доиндустриальной
экономики
2 вариант- страны индустриальной экономики
3 вариант- страны постидустриальной
экономики
Практическая работа №11.
Тема :Составление картосхемы «Угольная
промышленность мира»
- На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче угля.
- Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.
- Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.
- Выделить главные угледобывающие страны , не являющиеся экспортёрами угля.
Практическая работа №12.
Тема: Составление картосхемы «Металлургия
мира».
- На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче железной руды.
- Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.
- Обозначить 10 стран- лидеров по производству стали.
- Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы).
- Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий